| |||
![]() |
ВЗЯТО С ФОРУМА АВИА RU (В РЕДАКЦИИ АВТОРА) |
О многих поселениях, где проживают люди говорят во множественном числе, как о Магдагачи.
Наверное кто-то написал летопись. Знаю,что на месте кладбища жили племена- орочи,которые дали название окружающему пространству Магдагачи. В переводе: Большие мёртвые деревья лежащие на земле.Неподалёку, где я живу, есть место под названием Корчагин. В переводе с эвенкийского означает Чёрт. В 1937 году расстреляли командующего Армией в Западной Украине. Его племянника 23-х летнего пригласили в кабинет где сказали;или ты уедешь отсюда или мы тебя посадим. Собрав беременную жену и годовалого ребёнка а также всех своих братьев и сестёр он поехал "добровольцем " на Дальний Восток.Вот из таких людей и был заселён посёлок Магдагачи да и не только. Седьмым ребёнком в этой семье стал я.Люди гонимые страхом сумели пронести через свою жизнь любовь и тепло к окружающим, поэтому для западного человека столь необычной кажется душа Дальневосточника. Сейчас поколение людей поменялось,потомки в большинстве своём разъехались по всему миру.Былого гостеприимства почти не осталось. Военный городок стал частью жизни нашей семьи. Мама работала поваром в лётной столовой и в день своего 80-летия с гордостью заявляла, что и сейчас могла бы приготовить обед на 2000 человек. Взлётно -посадочная полоса, которую люди корчевали во время войны вручную для того чтобы перегнать Американские самолёты на фронт,заросла. Зато появилась автодорога Чита- Хабаровск, по которой в западном направлении круглосуточно движится поток поношеных японских автомобилей,разыскивая своих новых хозяев в нашей необъятной стране. ДРУГАЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ С ТОГО ЖЕ ФОРУМА. Den: Oleg, Можно сказать и магдагачинский, служил в вертолетном полку с 93 по 98гг. Сразу после училища приехал мне 20 лет было, как раз то время когда из пацана мужчиной становятся. И Магдагачи остались на всегда в душе и памяти. А в Дактуе со мной был случай: Ехали на рыбалку на Апрельские у меня был запорожец, прямо на ходу лопнуло заднее колесо, поставил запаску , проехал пару километров и запаска лопнула, как раз на против отворота на Дактуй. И пошел я по до Дактую искать владельцев запорожцев колесо стрельнуть, короче перезнакомился с половиной поселка и вконце концов какой то дед под чесное слово вернуть через два дня снял со своей машины колесо и отдал. Я вот думаю сейчас в Перми мне фиг бы кто гайку дал бы. Уверен на Востоке люде проще и добрее. А ЕЩЕ В ДАКТУЕ САМЫЙ ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ВЫПЕКАЛИ ВСЕГДА. ИНТЕРЕСНО, А КАК ТАМ СЕЙЧАС? 15/04/2006 [21:45:59] О МАГДАГАЧИНСКИХ ШКОЛАХ Школа №157 начала свой процесс образовательный в 1966 году. Ранее до 1961 года школа № 157 находилась в лесопкнкте по улице Торговой в 2х квартирном доме. Школа была начальная. Была ещё в Магдагачи блуждающая начальная школа №160. В 1961 году в ней было 4 первых класса. Первоклашки учились в две смены в отдельно стоящем здании за столовой возле виадука. Остальные классы начальной школы располагались в здании, которое позже стало районной типографией. Эта школа называлась в народе ''''КРАСНАЯ ШКОЛА''''. По цвету здания.В 1963 году была организована восьмилетняя школа №160 на базе учебного корпуса ликвидированного военного городка.Всех учеников начальных школ №160 и №157(из лесопункта) перевели в эту новую школу.Часть учеников 5х- 8х классов проживавших в нижнем посёлке и учившихся в школах №155 и №156 перевели тоже в эту школу. После сдачи в эксплуатацию новой школы, которой был присвоен №157 учеников снова рассортировали по школам. В школе №160 осталось по одному классу с первого по восьмой. Учились здесь в одну смену. Здесь был шикарный спортзал, в котором мы пропадали до ночи. Детвора всех классов была очень дружна.Вокруг началось строительство нового городка.Появился тренер из солдат срочников по боксу.Открылась секция. Немного занимались ручным мячом. Но любимым был для большинства баскетбол.После выпуска каждый год восьмой класс переводился целиком в школу № 157 в девятый класс. Вскоре школу №160 ликвидировали. |
Загадочное слово "Магдагачи" ... Опубликовано: Дорога - это жизнь... (100 лет Забайкальской ж.д.), стр. 138-139, Чита, 2000 |
... Подготовительные работы начались в 1905 году с постройкой грунтовой дороги от Толбузино до Магдагачи протяженностью 48 верст. Она проходила через три становика и множество топких марей, которые заваливали накатником в несколько рядов, а потом засыпали грунтом. По построенной дороге на лошадях перевозили технику, оборудование,
людей, продовольственные товары, фураж. Амурская область в то время не располагала людскими ресурсами. Для строительства железной дороги привлекали каторжников и контрактных рабочих. Первая партия каторжан в количестве 300 душ весной 1908 г. по рекам Шилке и Амуру на баржах была доставлена в станицу Толбузино. Среди каторжан были матрос Куприков А.Т., который отбывал наказание за восстание на крейсере "Очаков", и Кашугин Ф.Я. - матрос с "Потемкина". По официальным данным, в отдельные периоды на Амурской дороге работало более 8 тысяч арестантов. Они использовались там, где вольнонаемные рабочие не могли вынести тяжелых условий труда. Особенно крупные станы заключенных находились в Раздольном, под Могочей и на Черняевской ветке. Здесь наряду с домами и бараками строились кирпичные сараи, бани, пороховые погреба, лесопилки, смолокурни, кузницы, сапожные мастерские. К строительству привлекались китайцы, корейцы, нанайцы, эвенки и другие малые народности. Эксплуатация была непомерной. Труд ручной, никакой механизации, только лопаты, тачки, лошади. Весной 1910 г. началось строительство поселка Магдагачи и одновременно железной дороги в западном и восточном направлениях. Интересно происхождение самого названия поселка. Существуют две версии. Одна из них основана на нанайской легенде (Магда - девушка, гати - болото). По этой легенде будто бы на месте нынешнего поселка жила семья нанайцев. Семья вымерла, и осталась жить среди болота одна девушка. Однако это предположение не изучено и маловероятно. Скорее всего, Магдагачи, в переводе с эвенкийского, - место, где лежат старые, отмершие деревья. Магдагачи упоминается в Географическом словаре Амурской области под редакцией Шульмана. В этом словаре сказано, что поселок Магдагачи расположен выше уровня моря в среднем на 362 м. С северо-востока находятся отроги хребта Джакды, с юга - становики хребта Большого Хингана. К 1913 году в Магдагачах уже было застроено в верхнем и нижнем поселках по три улицы. В нижней части поселка строились только собственные дома, торговые дома компании "Чурин и К" и мелкие лавочки. Верхняя часть была застроена четырехквартирными домами, в которых жили служащие и чины охранных ведомств. Улицы носили названия святого Алексея и святого Владимира. На улице св. Владимира, там, где она пересекалась со сквером, была церковь этого же названия. Одновременно с поселком строилось депо. Вначале его сделали из досок и обили цинковым гофрированным железом. В 1913 году - срубили из брусьев и проложили пути отстоя паровозов. В депо были токарный и сверлильный станки, которые приводились в работу через механическую передачу от локомобиля. Сквозного движения поездов не было, так как строительство тоннеля в Уль-Ручьях еще не закончилось. Плечо езды было от Магдагачи до ст. Керак, где располагалось оборотное депо. Доезжая до станции Керак, пассажиры шли шесть километров пешком до станции Ковали. Грузы из вагонов перегружались на подводы и везлись по обводной грунтовой дороге. В 1913 году началось строительство двух каменных корпусов паровозного депо. Материалом служил серый гранит, залежи которого нашли на левой стороне речки Магдагачи. Через два года корпуса был сданы в эксплуатацию. В июне того же года на должность рабочего паровозного депо Магдагачи был принят матрос броненосца "Потемкин" Ф.Я. Кашугин. В депо он трудился рабочим, машинистом местной машины, слесарем, осмотрщиком вагонов вплоть до 1945 года. Материалы о нем бережно хранятся в музее локомотивного депо Магдагачи. ИСТОРИЯ ОТ БОРИСЕНКО (ГУК) НАТАЛЬИ. Хочу рассказать Вам историю семьи Кулаковских. В далёкие довоенные годы жила большая и дружная семья Кулаковских на Западе нашей Великой страны. Основным богатством были их руки и знания, которые передавались из поколения в поколение. За что они ни брались всё выходило у них очень хорошо. И корова давала ценнейшее молоко, и изба деревянная быстро строилась, и печь дарила тепло и сытость всем членам трудолюбивой семьи. Но не может счастье продолжаться долго, когда на земле столько завистников и лентяев. Словом чёрным обладают эти люди, душа не спокойна у них бывает, глаза зло сверкают, а вместо работы они только и думают, как отобрать всё у мирных и работящих людей. Как ни крутись, а попала эта семья под "раскулачивание". Да и фамилия, оказалась, подходящая-Кулаковские. Отправили Ивана, Николая, Андрея, Василия, Фёдора, Алексея и жён их и дочерей в Сибирь (всех кого отправили было гораздо больше). А то и подальше. Да не всё-то, что дальше Москвы, Сибирью называется. Есть и другие края. Зимней стужей шли пешим разутые и раздетые "кулаки". А добро-то всё не унесёшь. Да и собрали их так, что даже тёплых вещей они не могли взять. По дороге, однажды ночью, дочь умерла от переохлаждения. Гангрена развивалась, у людей, со страшной скоростью. Не смог и сын убежать, расстреляли. Так и остыл он на русской земле, могилы не найти теперь. А на оставленные семьёй земли голодомор. Словно Бог расставил всё на свои места, исправляя ошибки людей. Не смотря на все испытания, закалилась и ещё больше окрепла семья Кулаковских. Остались живы потомки мастеров. Есть они и в Амурской области,и в посёлке Магдагачи,и в Уруше и др. А зовут их Андреями, Иванами, Натальями, Татьянами, Иринами, Николаями. Сколько детей, а внуков ещё больше. Славятся они своими золотыми руками и мастерством, передавая его из поколения в поколение. Послесловие: Кроме Кулаковских в Сибирь были сосланы тысячи невинных семей. 2007 г. Наталья Гук-Борисенко |
Новости и истории |
Автор ТЕРЁШИН В. Д. "НЕЗАБВЕННАЯ МОЯ РОДИНА" (в авторском стиле)
Магдагачи+ Тяжёлая глинистая земля. Сопки, кочкастые мари, голубичные моря+ Яркое солнце, затяжные дожди и долго не просыхающие лужи+ Прохладное утро, полуденный зной и мягкий воздух тёплого вечера. Осенние заморозки и зимние сугробы. Подснежники, цветущий багульник, красные и жёлтые саранки+ Босоногое детство с вечно пораненными коленками. Гудки паровозов и уходящие вдаль рельсы стали настолько жизненно необходимы, что потом имели решающую роль при выборе места жительства. Запах смеси мазута и креозота на путях, как впоследствии и запах типографской краски, стал милее запаха любых духов и одеколонов. Скромный рабочий посёлок, давший мне путёвку в жизнь. Как бы ни хотелось, невозможно перечислить в полной мере то, что вмещает в себя его ёмкое название - Магдагачи. Незабвенная моя родина+ 1. "ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД" Сейчас скоропортящуюся продукцию по железной дороге перевозят в рефрижераторных секциях с автономными охлаждающими устройствами. А до них такую продукцию перевозили в вагонах-ледниках. По внешнему виду и белесовато-сероватой окраске те и другие схожи. Но на крыше каждого вагона-ледника по торцам были люки для загрузки льда. Загружался он на льдопунктах. Такой льдопункт находился в Магдагачах, а другого на всей Забайкальской ж. д. я не встречал. Представлял он собой длинную эстакаду, поднятую на опорах немного выше крыш вагонов. Вдоль эстакады по узкоколейным рельсам подкатывали к люкам опрокидывающиеся вагонетки со льдом. Из стоящих по борту эстакады ящиков добавляли в этот лёд крупную соль (величиной в средний керамзитовый катышок). По наклонному настилу порожние вагонетки на тросах эл/моторной тягой спускали за льдом вниз и гружёные им снова поднимали на эстакаду. Лёд заготавливали в морозный период. Постепенно намораживали (видимо, придерживаясь определённого стандарта) высокий и длинный его монолит - ледник, который весь укрывали от будущего летнего солнца соответствующим слоем опилок. Артезианская ли скважина служила источником воды, не знаю, но лед получался чистым, хотя я помню, что на иных поселковых водокачках вода шла со значительной ржавой примесью. С наступлением тепла торец ледяного монолита очищали от опилок, ломами откалывали от него куски и загружали в вагонетки. На территории льдопункта стоял один единственный жилой домик. Когда и почему мы оказались в нём, понятия не имею. Думаю, у меня был тогда четырёхлетний возраст, а значит, год шёл, наверное, 43-й. Напротив льдопункта останавливались воинские эшелоны, и те, кто ехал в них, бывало, наведывались по каким-то надобностям к нам. После них в доме оставались то иллюстрированный журнал с красотками, то чайник сладкого красного вина, который я в отсутствие взрослых опустошил наполовину - настолько вино пришлось по вкусу. То появились и заворожили меня блестящие стеклянные игрушки - самоварчики и ещё какие-то. На ночь, не желая расставаться, я положил их под подушку. Наутро, конечно же, жесточайшее разочарование. Взрослые работали, и, предоставленный целыми днями самому себе, я занимал собственную персону чем только мог. Мог, например, продегустировать на предмет недосола суп в кастрюле и так его досолить, что есть невозможно. Мог забраться на эстакаду, когда там никого не было, и набить рот солью из ящика (да-да!). Заносило и на путях шляться, и однажды, занятый равновесием при вышагивании по рельсине, так увлёкся, что лишь каким-то чудом обернулся. Сзади нагонял маневровый локомотив. Только тут я услышал его сигналы и соскочил в междупутье. Из будки маневрушки в мою сторону полетели куски угля. В отсутствие взрослых я, может быть, спас себя от нехорошего человека. Находясь в доме, услышал снаружи непонятное шевеление. Оно исходило со стороны кладовки. Не знаю, чего тут хватило, чутья или ума затаиться, а не выскочить из дома ради любопытства. Я осторожно пробрался в сени и, сдерживая дыхание, уставился щель между дверью и перегородкой, отделяющих кладовку от сеней. Заскрежетали отрываемые от обшивки кладовки доски, в проёме показалась мужская фигура. Наблюдать дальше я побоялся, сидел на корточках, не шевелясь, пока внутри кладовки не стихло. Из дома не вышел до появления взрослых. После "ледникового периода" мы жили в двухэтажном доме. Но это уже другая история. Забайкальская железная дорога Газета "Забайкальская магистраль" 05.07.2007 01:38 ЛОКОМОТИВАМ НУЖНЫ МАСТЕРА Начальник Забайкальской дороги Сергей Тимофеев провел видеосовещание по итогам весеннего комиссионного осмотра локомотивного парка. В сезонной проверке участвовали начальники депо, главные инженеры, заместители начальника депо по ремонту и эксплуатации, технологи, мастера, приемщики, машинистыинструкторы, представители энергоучастков и пожарной охраны. Они дали оценку соблюдению технологии ремонта в цехах локомотивного депо. Особое внимание уделили техническому обслуживанию и ремонту тяговых электродвигателей, прослушиванию якорных и буксовых подшипников, состоянию экипажной части, электрической аппаратуры, крышевого оборудования. Локомотивы с истекшим сроком службы осматривались лично начальниками локомотивных депо. ...К примеру, в депо Магдагачи на электровозах не действуют автоматические приводы стеклоочистителей: «дворники» приводятся в действие от руки. Непонятно, как там машинисты работают на тепловозах, когда девяносто процентов их парка не имеет щеток стеклоочистителей. К слову добавим, что даже для комиссии начальника дороги была выделена автодрезина с неисправным стеклоочистителем. Но это, скажем, мелочи. Работники депо за время проведения комиссионного осмотра допустили тринадцать случаев отказа технических средств. Семь раз локомотивы заходили на неплановый ремонт. Дорожные ревизоры по безопасности движения выявили в депо большое число замечаний по качеству проведения их комиссионного осмотра. Очень серьезно «проштрафились» начальник депо Виктор Колмыков и его заместитель по ремонту Сергей Туров. Они грубо нарушили требование приказа начальника дороги, регламентирующего порядок проведения комиссионного осмотра локомотивов. Этим документом запрещается отвлекать председателей комиссии и их заместителей от проведения осмотра. Зная такое требование, Виктор Алексеевич и Сергей Леонидович с легкой душой укатили в Читу на недельные курсы. За это они поплатились строгими выговорами… Россия: РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Отправлено: 13:12 - 05 Июл, 2007 г. В первом квартале 2007 года на Забайкальской железной дороге было внедрено в производство 270 рационализаторских предложений Как сообщает служба по связям с общественностью Забайкальской железной дороги, экономический эффект от использования внедренных предложений составил 11,7 миллиона рублей, что на 6,4 миллиона больше, чем за аналогичный период прошлого года. Семнадцать рационализаторов и изобретателей дороги представлены к присвоению почетных званий «Лучшие изобретатели, рационализаторы, организаторы на железнодорожном транспорте». 25 рационализаторских предложений пятидесяти авторов - работников дороги приняли участие в смотре-конкурсе рационализаторской деятельности «Идея 2007», проводимом ОАО «РЖД». Среди них предложение «Станция для реостатных испытаний локомотивов», авторов Юрия Показаньева, слесаря экспериментального цеха локомотивного депо Магдагачи и мастера этого же предприятия Василия Крышковца. Использование этой станции позволяет ежегодно экономить 376 тысяч рублей. |
на главную |
присылайте свои истории |